Профессор ИЛиМК Ольга Турбина: Любой настоящий ученый мечтает воспитать достойных учеников
Сегодня на наши вопросы о своем пути в науке отвечает выдающийся ученый ЮУрГУ, лингвист Ольга Турбина.
Сегодня на наши вопросы о своем пути в науке отвечает выдающийся ученый ЮУрГУ, лингвист Ольга Турбина.
Ольга Турбина - доктор филологических наук (1996), профессор кафедры лингвистики и перевода Института лингвистики и международных коммуникаций ЮУрГУ, директор Центра дополнительного образования «Лингвистический центр» ЮУрГУ.
Член трех докторских советов: объединенного докторского совета Южно-Уральского государственного и Челябинского государственного университета, Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) и Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, ответственный редактор серии «Лингвистика» журнала «Вестник ЮУРГУ». Член Правления Ассоциации преподавателей и исследователей в области фундаментальной и прикладной лингвистики (с 2015), член УМС ФУМО 45.00.00 по фундаментальной и прикладной лингвистике (с 2021) и член рабочей группы по искусственному интеллекту (с 2021), член Российского профессорского собрания (с 2016).
Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в лингвистику.
Помогала мужу собирать материал для кандидатской диссертации, затем готовить документы к защите, править доклад и ответы оппонентам. На этом этапе на меня обратила внимание его научный руководитель профессор Российского государственного педагогического университета (тогда института) им. А.И. Герцена Луиза Михайловна Скрелина и предложила мне заняться собственным исследованием. Тему я выбрала сама. Как только я защитила кандидатскую диссертацию, получила приглашение в докторантуру сразу от трех ученых: М.В. Никитина, Р.Г. Пиотровского и Л.М. Скрелиной, которое сразу и приняла.
Какие ученые-лингвисты вдохновляли Вас на научном пути?
Прежде всего — это мой научный руководитель, известный ученый, основатель отечественной школы психосемиологии (психосистематики), ее приглашали читать лекции в Канаде (г. Квебек). Также это мои учителя из Университета им. А.И. Герцена – Р.Г. Пиотровский, М.В. Никитин, В.П. Григорьев и другие. Р.Г. Пиотровский был выдающимся ученым, известным как в России, так и за рубежом, он был основателем научной школы «Статистика речи», читал лекции в США. Он всегда ценил наше с ним сотрудничество, поэтому с момента основания факультета лингвистики в нашем вузе неоднократно приезжал из Санкт-Петербурга в ЮУрГУ и с удовольствием читал лекции студентам кафедры Общей лингвистики, вдохновляя на науку и их.
Расскажите, пожалуйста, об основном направлении Вашей научной работы.
Объектом моих научных интересов является собственно язык (как и должно быть в науке о языке) и всё, что в нем есть и происходит как в естественной живой семиотической системе, сотворенной человеческим разумом. Я уверена, что ни культура, ни политика, ни сознание не должны быть объектом лингвистической науки, хотя процессы, происходящие в этих областях, могут оказываться в фокусе внимания лингвиста, но только в том случае, если они оказывают влияние на систему языка, т. е. влияют на ее процессы и отражаются в ее знаках — морфемах, семантемах, моделях и прочих. Это моя принципиальная позиция.
Каковы основные сферы практического применения результатов исследований Вашей научной школы?
Что касается результатов психосемиологии и когнитивно-семиотических исследований, то они направлены на предельно точное описание системы языка, ибо обращены к исследованию собственной ее материи и природы — механизмам языкового семиозиса (кодирования), включая способы и принципы управления, оперирования знаками языка самой системой рече-языкового производства. Именно поэтому результаты таких исследований ценны для самых современных разработок лингвистического программного обеспечения и искусственного интеллекта.
Каковы Ваши научные планы на ближайшие годы?
К сожалению, планирование в настоящий момент вызывает сложности.
Выполняете ли Вы совместные исследования в сотрудничестве с какими-либо организациями региона и России? В каких направлениях осуществляется это сотрудничество?
Мое сотрудничество с коллегами заключается в основном в работе в диссертационных советах (экспертиза и оппонирование) Екатеринбурга, Москвы, С.Петербурга, Уфы, Белгорода и других городов, организация и участие в научных конференциях, работа в составе авторов коллективной монографии. Совсем недавно, в текущем учебном году, мы провели конференцию под эгидой Российской ассоциации лингвистов-когнитологов, одного из самых многочисленных лингвистических сообществ в нашей стране, и Института языкознания РАН. Это знаковое событие, которое привлекло в Челябинск видных ученых и исследователей, занимающихся изучением когнитивных процессов и языка в их взаимосвязи. Надеюсь, это событие придало импульс и нашим молодым ученым, студентам и аспирантам, в их исследовательской работе, дало возможность кому-то задуматься над вопросами устройства языка, кому-то принять решение о выборе своего пути в научном мире.
Как Вам удается совмещать научную и преподавательскую деятельность?
Это звенья одной цепи. Любой настоящий ученый мечтает воспитать достойных учеников!
Под руководством Ольги Александровны защищено 11 кандидатских диссертаций, выполнено несколько десятков лингвистических исследований студентами магистратуры, специалитета и бакалавриата в рамках выпускных квалификационных работ.
Благодарим Ольгу Александровну за ответы и желаем успехов в научном поиске и воспитании еще не одной плеяды вдумчивых и талантливых учеников, увлеченных наукой о языке!
Последние новости
Создание успешного имиджа: секреты предпринимательства
Участники научатся формировать свой имидж для достижения успеха в бизнесе.
Важность участия в общественных инициативах
Обсуждение роли граждан в формировании общественного мнения
Пенсии в России будут проиндексированы на 14,75% с апреля 2025 года
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о повышении социальных пенсий.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований